Жаркий май 2007 года заставил всех и помногу говорить о том, где можно спастись от не по-весеннему палящего солнца. А в Брянске и по всей области охладиться после дневного зноя можно лишь у воды. Безусловно, наш регион относится к разряду сухопутных, но все же мало найдется населенных пунктов на Брянщине, где бы не было водоема, большого или малого. Люди идут к воде, плавают и, бывает, тонут. В чем же причина такого положения дел? Об этом ИА «Город_24» рассказал начальник Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Брянской области Игорь Николаев
— Игорь Германович, так что у нас в нынешнем году с пляжами? Где мы будем купаться в летний сезон 2007 года?
— На сегодняшний день комплексной комиссией по приемке пляжей, куда входит и ГИМС, не принят ни один пляж, ни в Брянске, ни на территории области. И нарушений, из-за которых мы не принимаем пляжи в эксплуатацию, масса. Например, основной пляж Брянска — пляж в Бежицком районе города — не имеет границ. Это очень важный момент: получается, что за пляж никто не отвечает, так как территориально его просто нет. Да, за пляжами обязали следить Жилкомхозы и дорожные службы Брянска для того, чтобы они соорудили подъезды, поставили и покрасили «грибки», но на этом работа заканчивается. Большой резонанс вызвало и то обстоятельство, что на городских пляжах, в частности, на том же Центральном в Бежице, торгуют спиртным, пивом, например, где стоит шатер. А заметьте, что из 40 человек, утонувших в Брянской области с начала года, 90 процентов находились в состоянии алкогольного опьянения. А тут как бы даже наличие этого шатра способствует трагедии…
— Нынешний май выдался жарким, и все пошли к воде. Отсюда, видимо, и такое количество утонувших?
— Не только май, но и начало года было у нас неспокойным. В январе на реках не было льда. В январе, феврале и марте у нас в области, традиционно, тонули 2-3 человека. В этом же году за это время погибли под водой уже 12 человек. Количество утонувших выросло в разы!
— Ну, а то, что тонут сейчас, в теплое время, чем можно объяснить? Списать все на погоду, которая изжарила нас так, что не окунуться невозможно?
— Можно списать и на погоду, но не только погода виновата. Просто лето к нам пришло неожиданно. Так же, как каждый год наступает зима — сразу после лета. Наступает зима, город заваливает снегом, а снегоуборочные машины не готовы, так вот и в нашем случае — до 1 июня (официального открытия купального сезона) остаются считанные дни, а пляжи так никто и не думал подготовить. Сейчас в Брянской области полностью готовым оказался только пляж в Мглине, и его уже принял инспектор ГИМС.
— А что же такого особенного сделали на пляже в Мглине?
— А ничего особенного там не сделали. Был насыпан песок, были обозначены границы пляжа, поставили «грибки», раздевалку. Есть весь минимум, что нужен для Мглина. Присутствуют там и спасатели, и врачи, и милиция. И тем 50-60 отдыхающим, приходящим туда каждый день, этого вполне хватит. У нас же, в Брянске, напротив спасательной станции около вокзала «Брянск-I» на пляж приходят сотни людей. Но там нет песка, не обозначена территория самого пляжа. Раскиданные по кустам «грибки» — это еще не пляж. Ведь люди приходят туда не в кустах валяться, а позагорать и искупаться. А для этого нужен, как минимум, удобный сход в воду, а не та грязь, что лежит там. Ведь нет ни спасателей, ни сотрудников милиции, ни «Скорая» не заезжает. Вот и получается, что по всем бумагам у нас в Брянске, где проживает едва ли не половина населения области, где тонут несколько десятков человек в год, есть шесть пляжей, а на деле же пляжей нет.
— Быть может, на их содержание просто не хватает средств?
— А тогда надо приложить усилия и создать не шесть, а три пляжа, но хороших. А то, что мы видим на пляжах Брянска сейчас — это даже не прошлый, это позапрошлый век.
— Давайте разберем еще такой момент. Пару лет назад говорилось о том, что 131-й закон заставит руководителей отвечать за все, что происходит на их территории, в том числе и за пляжи, и за то, что там творится. Недавний пример, когда на Центральном пляже в Бежице утонула школьница. Спасателя там не было, так как официальный сезон еще не научался, тем не менее этот пляж с утра до вечера полон людьми. Кто теперь ответит за гибель человека, кто должен был предотвратить трагедию?
— Нести ответственность кто-то должен обязательно. Но этот процесс должен кто-то инициировать — родственники погибшей, например, которые должны будут апеллировать к местной власти. 131-й закон и говорит, в частности, что органы местного самоуправления должны обеспечить безопасность людей на воде: открытие, обустройство пляжа и прочее, о чем мы уже говорили. То есть, согласно закону, если место для купания считается потенциально опасным, то местная власть должна все сделать для того, чтобы там люди не купались. Тут можно задействовать и СМИ, можно выставить милицейский пост, должны эти места посещать и участковые, можно поставить там, наконец, предупреждающие знаки.
— Но опять возникает вопрос. Жаркая погода у нас началась числа с 15-го. Почему же открытие сезона так и оставили на прежней дате — 1 июня? Погода же постановления читать не умеет.
— По всей видимости, нахождение спасателей на пляжах с 1 числа еще просто и не профинансировано. Но опять-таки мы приходим к тому, что этот вопрос должны решать муниципальные образования. Ведь, коль сделали вы согласно 131-му закону свои образования, то и занимайтесь делом. Мы в свое время в наших рекомендациях писали главам образований, чтобы они назначали ответственных за состояние пляжей. Вот этот бы человек и смотрел бы, и делал бы мониторинг, анализ и прочее. На местах же лучше знают, где и кто купается, где люди любят отдыхать. Вот, например, озеро Орлик на территории Брянского района. Туда ходит масса людей, но пляжа нет, озеро техническое, а люди купаются и тонут. На это все закрывают глаза. Да, такая температура в мае — это аномально, и человека невозможно остановить, чтобы он не шел к воде.
— Вы постоянно говорите: «мы рекомендуем, мы советуем». А имеет ли ГИМС право приказать или наказать кого-то за недолжное состояние пляжей, привлечь к ответственности тех же руководителей, которые обеспечивают безопасность на воде?
— Мы, безусловно, можем составить предписание для главы администрации, составить протокол и передать дело в суд о невыполнении предписания. Но период прохождения этого документа — не меньше месяца. Два с половиной месяца длится купальный сезон, и когда эти бумаги будут там столько лежать, это ничего не дает. Пишем в прокуратуру, которая выезжает на место. Да, нарушения видят, но все ограничивается рекомендациями главе администрации. Конечно, мы понимаем, что панацеи в вопросе безопасности людей на воде нет, но когда есть благоустроенные определенные пляжи, то там людей контролировать намного проще.
— Часто говорится о том, что для безопасности людей на воде не хватает спасателей.
— Да, их не хватает. Потому что этих спасателей надо было готовить еще в январе-феврале в учебно-методическом центре того же БОГУ. И такие люди будут у нас всегда на примете и в любой момент будут готовы к работе. Вот, наступила сейчас жара, и этих спасателей можно было бы сразу ставить на пляжи. Нет, к сожалению, у многих гибкости мышления для осуществления всего необходимого.
— В прошлом году в Брянской области был прецедент открытия платного пляжа в дачном поселке Глаженка. Появились ли еще желающие открыть частный, платный пляж?
— Да, мне знаком этот пляж. В прошлом году он был замечательно обустроен, все там было: и песок, и спасатели, и туалеты. В этом году инспектор обязательно обследует этот пляж и посмотрит, что сделано. Когда-то и в Брянске поднимался вопрос, чтобы отдать водную зону на Набережной в аренду с тем, чтобы там сделать центральный городской пляж. Я был в Самаре, где глава города рассказывал нам, как они обустроили пляж в центре города. Да, Самара больше Брянска, но там, в принципе, такая же самая Набережная. Сделали парапет, отсыпали все песком. И каждый год они привозят на этот пляж 28 барж песка и там целый сезон — прекрасный пляж, который благоустраивается за счет города, но город сдает часть пляжа в аренду и берет за это очень хорошие деньги, что и позволяет окупить все затраты. Нам бы поучиться… Ну, утонули с начала купального сезона 50 человек, и никто этого не заметил. Конечно, отдельные руководители сотрясали воздух, говоря, что нужно кого-то наказать, но прежде чем наказывать, надо что-то сделать для того, чтобы этого не случалось.
Поезда Брянского отделения Московской железной дороги перешли на летний график движения. Для железнодорожников лето наступило раньше календарного — 27 мая. В рамках подготовки к «горячему» сезону сотрудники дирекций дальнего и пригородного сообщений позаботились о состоянии 55 пар пригородных поездов, вокзалов и посадочных платформ.
Брянская команда «ДЮСШ-Динамо» выиграла первую полуфинальную встречу в рамках Кубка Черноземья по футболу. Матч состоялся на загородной базе «Динамо» в Отрадном во вторник, 29 мая. Перед тем как выйти в полуфинал динамовские дублеры успешно прошли команду «Металлург» из волгоградского Волжского. Сначала бело-голубые выиграли дома с минимальным счетом 1:0, а затем разгромили его на выезде со счетом 3:1. В полуфинале они должны были встретиться с другой волгоградской командой — УОР, выигравшей у орловчан.
Брянское «Динамо» оштрафовано на тысячу рублей за отсутствие представителя клуба на предматчевом совещании в Калининграде перед игрой с местной «Балтикой». Такое решение принял контрольно-дисциплинарный комитет РФС на очередном заседании 30 мая.
Брянская гимнастка Юлия Ложечко примет участие в новом шоу Алексея Немова «Полеты времени» с участием звезд спорта. Премьера состоится на малой спортивной арене ОК «Лужники» в четверг, 31 мая.
Двое жителей города Сельцо — парень и несовершеннолетняя девушка — были осуждены городским судом за совершение ряда дерзких ограблений. Все нападения на жителей города совершались в ночное время, а в конце декабря и начале января — в дни новогодних праздников. Грабители работали вдвоем и нападали только на женщин. На темной ночной улице к припозднившейся горожанке подходил незнакомец, приставлял к горлу нож, а в это время девушка отбирала все ценное: деньги, золото, телефоны.