Интервью ведущего актера Театра сатиры на Васильевском острове Сергея Лысова.
«Идеального театра, наверное, не построишь, но стремиться к этому надо»
Заслуженный артист России Сергей Лысов известен телезрителю по многочисленным работам в кино. Мы видели его в фильмах и сериалах «Ты у меня одна», "Американский дедушка", "Улицы разбитых фонарей", "Тайны следствия", "Черный ворон", "Крот", "Крот-2", "Спецназ", "Бандитский Петербург", "Убойная сила", "Я все решу сама", "SOS", "Фаворит", «Последнее путешествие Синдбада». Сегодня его можно увидеть на канале НТВ, где по субботам в 13.30 идет сериал «Секретная служба Его Величества».
Наше первое интервью с Сергеем Лысовым состоялось два года назад в самом Театре сатиры на Васильевском острове. Тогда случайно узнала, что он - наш земляк, родился в Новозыбкове. За два года Сергей Лысов снялся во многих фильмах, стал дедушкой, а театр выдвинул его кандидатуру на звание народного артиста. При всем этом он остается совершенно не пафосным и считает свою профессию совершенно обыкновенной.
В один из дней брянских гастролей в сквере Карла Маркса он оставил автограф на... трудовой книжке. Признался, что автографы дает всегда, потому что это тоже работа. Человек получит свое и с радостью уйдет, а в противном случае будит ходить, ругаться, требовать. Набивать себе цену таким образом уважающий себя артист никогда не будет.
- Для Вас провинциальная публика отличается от столичной?
- Отличается. Она более непосредственна. Если сравнить, то провинциальная публика - это ребенок трех лет, а столичная - десяти. Трехлетний ребенок гораздо лучше, его восприятие настоящее. В десять лет он уже все знает, его сложно заинтересовать, удивить.
- Если в театре Вы играете абсолютно разные роли, то в сериалах это постоянно отрицательные герои. Вам не обидно?
- Нет. Это же моя работа, я ею зарабатываю деньги. Если режиссеры видят меня в этих ролях, я не буду говорить им, что не хочу. Я с голоду умру, потому что в театре как платили, так и платят мало.
- Какие работы в кино и театре за прошедшие два года Вам больше запомнились?
- В театре мы поставили музыкальный спектакль «Ночь перед Рождеством», у нас много поющих актеров играет. Из сериалов это «Фаворит», «Коллекция», «Секретная служба Его Величества». И сейчас мы начали снимать «Александр. Невская битва». Три из четырех снимаются на студии «Никола-Фильм». Мне нравится, что снимается кино не о нашем времени. Как в театре классика - спасение от всего, так здесь сюжеты о «делах давно минувших дней» спасают от потока мути и дряни, которая выливается с экранов.
- Играть это сложнее, чем современные пьесы?
- Мы играем, как современные люди, так как не знаем, как это на самом деле было. Говорим, как сейчас говорят, по другому-то не можем. Есть специалисты по эпохе, но нет специалистов по жизни в той эпохе. Никто не знает точно, как все было. Зато мне пошили такие хорошие штаны из байки, в них на лошади сидеть очень удобно, кожаные сапоги натуральные легкие, рубаху, кафтан. Кольчуга тяжелая, килограмм шесть весит, чувствуешь себя как в панцире. Посмотрим, что получится.
- Что сейчас готовит Театр сатиры?
- Сейчас наш главный режиссер Анджей Бубень принес новую пьесу сербской драматургессы Биляны Срблянович. Это такая продвинутая современная женщина, очень популярный драматург в Европе. Пьеса называется "САРАНЧА". Она вроде бессюжетная, но с другой стороны очень жизненная, интересная, разговорная. Мы уже показывали европейским продюсерам и организаторам фестивалей так называемое «намерение» - это читка и игра отдельных эпизодов. Делают его для того, чтобы иностранцы знали, что может показать театр в следующем сезоне.
И тут выясняется, что театр Ленсовета тоже взял к постановке эту пьесу. Оформили эксклюзивное право и теперь никто больше не может это поставить. В Питере, да и не только в Питере, есть такая проблема: один театр начинает ставить «Короля Лира», три другие следом начинают его репетировать. Мы как-то начали ставить «Три сестры», а через какое-то время, что эту пьесу начали репетировать еще несколько театров. Пришлось отказаться от этой идеи, у нас же не соревнование.
- Это недобросовестная конкуренция?
- Я думаю, что это глупость и непрофессионализм. Надо же узнать, что у других идет, чтобы репертуар не совпадал. Ведь пьес хороших очень много, но их не ставят. Повтор постановок, особенно в провинциальных театрах, объясняется тем, что мало грамотных режиссеров и профессиональных актеров. Кажется, что если спектакль более или менее пошел в одном театре, то пойдет и в другом. При этом не добавлено другого видения, обаяния актерского. Идеального театра, наверное, не построишь, но стремиться к этому надо.