Власти Брянской области приняли первый трехлетний бюджет
Бюджет Брянской области на 2008 год и на период до 2010 года принят депутатами Брянской облдумы на внеочередной сессии во вторник, 31 июля, во втором и третьем (окончательном) чтениях. Вслед за Россией в целом на трехлетнее планирование перешла и Брянская область. Последний раз долгосрочное планирование применялось в советские времена - в виде трех-, семи- (при Хрущеве) и пятилетних (при всех остальных вождях) планов.
Бюджет спроектирован по принципу «скользящей трехлетки», то есть в последующие годы он будет уточняться в соответствии с социально-экономическими показателями, изменениями бюджетного и налогового законодательства и прочими внешними и внутренними факторами. Основные характеристики областного бюджета-2008/2010 определялись, исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта (ВРП) и инфляции: на 2008 год -116,64 млрд рублей и 6,8% соответственно, на 2009 год - 134,7 млрд рублей и 6,6%, на 2010 год - 154,5 млрд рублей и 6,2%.
Доходы бюджета, согласно документу, в следующем году запланированы в сумме 19,42 млрд рублей, в 2009 и 2010 годах - соответственно 20,52 и 23,65 млрд рублей (цифра дана пока без учета средств, которые получит область по федеральной адресной инвестиционной программе). Расходная часть бюджета в 2008 году заложена в размере 20,75 млрд рублей с увеличением этого показателя в 2009 и 2010 годах до 21,6 и 23,8 млрд рублей соответственно. Предполагается, что дефицит областного бюджета все эти годы будет снижаться: на 2008 год он заложен в объеме 1,32 млрд рублей, на 2009 год - 1,09 млрд, и в перспективе к 2010 году власти хотят выйти на практически «сбалансированный» бюджет с дефицитом «всего» в 169,3 млн рублей. А вот государственный внутренний долг будет вести себя несколько неравномерно: его верхний предел на 1 января 2009 года установлен в сумме 7,03 млрд рублей, на 1 января 2010 года - 7,75 млрд рублей, на 1 января 2011 года - 6,09 млрд рублей.
Главными источниками доходов в 2008 году станут по-прежнему налог на доходы физлиц (41,6%), налог на прибыль (33%) и акцизы (13,8%). Большая доля расходов придется на межбюджетные трансферты муниципалитетам (31,7% или 6,4 млрд рублей), «социалку» (примерно 18% или 3,6 млрд рублей), здравоохранение (16% или 3,2 млрд рублей). На национальную экономику будет направлено 2,5 млрд рублей, на образование - 1,6 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1,4 млрд рублей, на общегосударственные вопросы ( содержание органов власти, судебная система, проведение выборов, etc) - примерно 1,1 млрд рублей. В числе «малозатратных» отраслей оказались культура и СМИ (около 250 миллионов рублей), национальная оборона (порядка 30 миллионов рублей), ЖКХ (чуть более 50 миллионов рублей), охрана окружающей среды (чуть более 3 млн рублей).
Все эти годы планируется планомерно повышать зарплаты бюджетников (на 7% с 1 сентября 2008 года, на 6,9% - с 1 августа 2009 года и на 6,5% - с 1 января 2010 года) и военные оклады (на 15% - с 30 сентября 2008 года, на 6,8% - с 1 августа 2009 года, на 6,5% - с 1 января 2010 года). Одновременно будут расти и зарплаты чиновников (как заверила замгубернатора и начальник областного финуправления Елена Локтикова: «только на процент роста потребительских цен»): в 2008 году - на 7,6%, в 2009 году - на 6,8%, в 2010 году - на 6,3%. К примеру, расходы на функционирование «высшего органа исполнительной власти субъекта РФ» (то есть обладминистрации) в следующем году составят порядка 272 млн рублей (в нынешнем - 215 млн рублей), в 2009 - вырастут до 283, а в 2010 - до 300 млн рублей. Расходы на Брянскую областную Думу последовательно увеличатся с нынешних 95,5 миллионов рублей до 104,5 млн рублей в 2008 году, 111 миллионов - в 2009 и 117,6 млн рублей - в 2010 году. На «функционирование» губернатора в бюджете-2008 закладывается более 2 млн рублей (в нынешнем году - 1,69 млн рублей), в 2009 - 2,2 млн рублей, в 2010 году - 2,3 млн. рублей.
Без дискуссии на сессии не обошлось. В числе претензий (конечно, от представителей оппозиции, а не единороссовского большинства) - резкий, на 65%, рост тарифов на электроэнергию (за счет ликвидации льгот по бюджетным предприятиям, организациям, учреждениям). Георгия Абушенко, к примеру, возмутили итоговые показатели, которые закладываются на три года по демографической программе: «к 2010 году население области снизится еще на 19 тысяч человек, так что это за программа такая, разве так задачи надо решать», и вообще «надо думать не о том, как разделить, а о том, как заработать», а «у нас больших проектов нет и не предвидится». И он, и Юрий Лодкин, возмущенный тем, «как обошлись с его предложениями и поправками в бюджетном комитете», заявили, что «за такой бюджет голосовать нельзя». Владимир Фидра удивился, что в бюджете упущен вопрос по вступлению России в ВТО: «ведь понятно, что число предприятий и в промышленности, и в сельском хозяйстве уменьшится, не все выдержат конкуренцию, так откуда у нас рост», «у нас вообще пока работает хорошо одно предприятие - это кладбище». Владимир Кравченко предложил бюджет доработать с учетом поправок и вернуться к нему в сентябре (кстати, областной бюджет в этот период обычно и принимался, и только в этом году депутаты решили «расправиться» с главным финансовым документом еще до каникул - Ред.). Но в большинстве своем депутаты сошлись в том, что, быть может, «бюджет не совершенен, но это канва, по которой потом можно будет работать, внося поправки», «это кость, а мясо нарастет», и что «бюджет принимать надо». В окончательном третьем чтении за него высказался 41 депутат из 51 голосовавших, 9 человек проголосовали против, один воздержался.
Уже после принятия бюджета депутаты облдумы поделились с корреспондентом ИА «Город_24», как они голосовали, и какие плюсы и минусы видят в главном финансовом документе, по которому области предстоит жить ближайшие три года:
Степан Понасов, замспикера облдумы (КПРФ): Впервые принят бюджет на три года: не только 2008-й год, но и плановые цифры на 2009-10 годы. Плюс в том, что бюджет резко вырос, но мы по-прежнему резко зависим от федеральных вливаний: практически 50 на 50. Впрочем, сказать, что федеральный бюджет здорово помогает регионам, я сегодня не могу. Мы последние, как говорится, свои копеечки выгребаем, стараясь и селу помочь, и направить на выполнение социальных программ, но в то же время федеральный бюджет с учетом даже национального проекта «Развитие АПК» выделяет на село всего около 1% расходов. Это никуда не годится, ведь село сегодня очень нуждается в серьезной финансовой помощи. Страна купается в нефтедолларах, когда, если не сегодня, помочь? Когда, если не сегодня, повысить резко пенсии; когда, если не сегодня (если мы действительно думаем о решении демографической проблемы), направить средства для помощи молодой семье и на приобретение жилья, и на увеличение детских пособий. То, что сегодня принимается - это небольшой шажочек вперед, но кардинально этот бюджет вопросов не решает. Для примера: по нашему областному бюджету заявок по капстроительству поступило на 8 миллиардов рублей (и это еще скромные просьбы, потому что районные руководители понимают, что бюджет не безразмерный, и подходили к этому скромно), а смогли выделить всего 1,8 миллиарда рублей.
Михаил Подобедов, замспикера Брянской облдумы («Единая Россия»): Большой плюс в том, что мы впервые приняли трехлетний бюджет. Я думаю, те, кто работает с бюджетным финансированием, понимают, что, имея перспективу на три года, можно уже и планировать как положено. Да и в целом преимуществ больше, чем недостатков. Тем более, что трехлетний бюджет дает право каждый год корректировать те или иные показатели. Ведь жизнь сложнее, чем любой план, самый умный и продуманный. Работа с бюджетом показывает, что он требует постоянной корректировки, это наша практика. Второе преимущество - мы видим конечный результат нашей работы, мы значительно увеличиваем показатели бюджета. Из тех выступлений, что звучали, в общем-то, видно, что полных противников бюджета нет. Я вообще не понимаю депутатов, которые призывают голосовать против бюджета, это все равно, что голосовать против жизни... Да, критикуйте, добивайтесь, чего необходимо, но это наш план, который надо вместе выполнять. Что до минусов, то мы все диалектики: где есть плюсы, обязательно есть минусы, но я пока не вижу того, про что можно однозначно сказать: вот это минус. Но если бы мы сегодня больше средств направили на капвложения, это был бы плюс. Большим минусом является то, что мы сегодня не имеем достаточно средств, чтобы в полной степени профинансировать наши социальные нужды.
Юрий Петрухин, депутат, руководитель фракции («Справедливая Россия»): Я думаю, что бюджет не совсем верно поставлен. Он носит характер некоего созерцания обстановки, туда внесено недостаточно новаций, для того чтобы задать какой-то импульс развития на три года. Тому же малому бизнесу, например, или альтернативным видам топлива. На мой взгляд, бюджет должен быть более новаторским, а наш направлен на то, как бы «поддержать штаны» в существующем положении. Но я голосовал «за». Непринятие бюджета области абсолютно ничего не дает. По Бюджетному кодексу в этом случае из собственных доходов бюджета разрешается только 1/12 делить между населением, то есть, если бюджет не будет принят, то от этого пострадает население. Гораздо важнее, на мой взгляд, делать своевременные, актуальные правки в бюджет, в зависимости от меняющейся ситуации. Так оно, по сути, и происходит - каждый месяц вносим изменения.
Андрей Иванов, депутат («Единая Россия»): В любом случае, принятие трехлетнего бюджета - это плюс, потому что бюджет - это, прежде всего, финансовая дисциплина. Если мы можем встроить финансовую дисциплину на три ближайших года вперед и спрогнозировать многие программы и траты, это говорит о большой работе. Я, естественно, поддержал бюджет, это была и позиция фракции «Единая Россия», и моя личная позиция. Все, что связано с финансовой дисциплиной, я поддерживаю. Любые минусы, которые есть, быть может, незначительные, можно будет поправить в процессе работы в 2008 году. Минусы есть в любом бюджете, тем более, что спрогнозировать три года вперед - очень сложно, только сопоставление практики с теорией потом нам даст четкую и ясную картину.
Георгий Абушенко, председатель комитета облдумы по промышленности («Справедливая Россия»): Время подошло, когда бюджет принимать нужно, но я голосовал против. Прежде всего, потому, что не согласен с теми демографическими показателями, которые заложены в бюджет, с инвестиционными показателями, не согласен с политикой, которая проводится (не в общем, а в какой-то части) по агропромышленному комплексу области. Во время встреч с людьми-сельхозниками только один вопрос я задаю: что-нибудь изменилось от того, что мы вкладываем в АПК? Нет. Так где же и куда же? Вот сейчас Брянская продкопорация заготавливает ячмень и овес, чтобы потом делать из него комбикорм для скармливания птицам. Хорошее дело, вопросов нет, но при чем тут бюджетный рубль?
Юрий Лодкин, депутат облдумы (КПРФ): Ах какая новация: бюджет не на один, а на три года... В советские времена бюджеты принимались на пять лет. Вот увидите, тот советский опять пятилетнего планирования, начиная с 2010 года, вернется. И нужно помнить, что это советский опыт... Я не голосовал за этот антинародный бюджет. Бюджет должен учитывать интересы трудового народа, а этот вслед за федеральным их не учитывает. К примеру, был и остается одинаковый процент подоходного налога - 13% для всех, и бедных, и миллиардеров. Это неправильно, но мы не возмущаемся, а это дело утверждаем. Значительно увеличиваются платежи за электроэнергию, газ, за тепло - по всем показателям. И больше всего меня возмутили отдельные пункты: лагерь «Лесные поляны» в Домашово будет преобразован в санаторий. Почему именно там? А это 30 миллионов рублей! В Домашово будет строиться агрогородок, первый взнос - 15 миллионов, 6,7 миллиона - на строительство жилья в Брянском районе, опять в Домашово. Нет бы разделить по районам, построить две-три квартиры для детей-сирот, но ни в одном пункте это не прописано. Принятием этого бюджета «Единая Россия» дала нам крупный козырь на предстоящих выборах.
К машинам, ночующим во дворах, брянцы давно привыкли, однако всему есть предел.Жильцам дома №29 по улице 22-го Съезда КПСС в конце концов надоело терпеть под окнами стоянку и автосервис в одном флаконе. Они решительно отстаивают свои права на спокойную жизнь.
Местные автовладельцы и днем, и ночью ставят машины во дворе. Причем не на дороге, а на детской площадке. Когда местная ребятня случайно попала по машине мячом, разразился жуткий скандал. Дети справедливо заявили: если хозяин ставит машину на футбольном поле, виноват он сам. В результате, ребята просто перегородили въезд на «футбольную» часть двора металлической детской горкой.