Вертолет Ми-2 появился на улице Литейной в Бежицком районе Брянска в середине января. Нет, на Литейной не построили вертодром, да и никакого памятника Вертолетчикам, подобного памятнику Летчикам в Советском районе, не устанавливали. Просто владелец расположенной между автосалоном и промзданием мебельной фабрики-магазина пожелал, чтобы его торговая точка привлекала больше внимания потенциальных клиентов.
Хозяин магазина-фабрики, представившийся Владимиром, ни к авиации, ни к авиастроению никакого отношения не имеет. По его словам, подобный рекламный ход он подсмотрел около одного из торговых центров в Польше. Идея понравилась, решено было воплотить ее в жизнь и на брянской земле. Как уклончиво рассказал Владимир, вертолет ему доставили знакомые, которые близки к авиационному бизнесу. Кто они, откуда и как смогли достать, пусть и списанный, но вертолет, он отказался объяснить. К месту «вечной стоянки» машину доставили на грузовой платформе, а на небольшое здание перед магазином-салоном водрузили при помощи автокрана. Ко всему, на борт старого Ми-2 приладили небольшие вспыхивающие красные лампочки. Ночью они вполне сморятся как бортовые огни.
Ми-2 — вертолет многоцелевого назначения, но тот, что появился на Литейной, по всей вероятности, бывшая военная машина, судя по красным звездам на боках и окраске цвета хаки. В кабине через стекла просматривается почти сохранившаяся панель управления, а вот двигатель вертолета снят — скорее всего, для того, чтобы уменьшить вес «монумента».
Это уже вторая авиационная достопримечательность в Брянске. В 60-е годы в Советском районе был установлен памятник Летчикам, где на постамент водрузили советский самолет МИГ-15. Стоит заметить, что вопреки легенде, что поставлен он в честь брянских летчиков, воевавших на МИГах в Корее, специалисты говорят, что ни какому конкретному событию сооружение памятника Летчикам приурочено не было. Памятник это типовой. В частности, точно такой же монумент установлен в городе Жданове (ныне Мариуполь) УССР. Остается надеяться, что в Брянске наряду с расхожим выражением «…сделайте остановочку у самолета» появится и традиционная просьба остановить «у вертолета».
Для справки. Ми-2 (Hoplite по классификации НАТО) — советский многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. В 1965 году было развернуто серийное производство этих машин в Польше. Всего построено свыше 5200 единиц. В настоящее время на территории России находится в эксплуатации более тысячи Ми-2. Не менее 300 вертолетов применяются в других странах СНГ. Десятки машин числятся в воздушных флотах государств дальнего зарубежья. Проведенные исследования состояния парка вертолетов Ми-2 показывают, что большая их часть выработала на сегодняшний день лишь около половины своего ресурса и срока службы. Только в России свыше трехсот этих машин способны прослужить еще 10-15 лет с наработкой 5000-7000 летных часов. При проведении комплекса технических работ по продлению ресурсов и календарных сроков службы около 400 вертолетов Ми-2 прослужат от 18 до 25 лет, а в среднем их наработка составит 10 000-12 000 летных часов.