Периодически наш еженедельник рассказывает о новостях из Навли - со съемочной площадки киносериала «Лесник». Мы писали о звездах российского кино, занятых в главных ролях - Алексее Булдакове, Анатолии Котеневе, Анне Большовой, Олеге Штефанко. Был репортаж об участии в эпизодических сценах фильма сотрудников брянской милиции. И вот 25 октября в Навле появились необычные актеры - собаки породы лабрадор, которых привез руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия» Виктор Зуйков. Мы решили узнать подробнее об этой в своем роде уникальной студии.
Наука о собаках - кинология, несмотря на созвучие со словом «кино», к процессу производства фильмов непосредственного отношения не имеет. А вот студия «Мосфильма» под названием «КИНОлогия» как раз именно тем и занимается, что готовит к съемкам животных, чаще всего собак, в различных сериалах. Поэтому и возникла идея рассказать о собаках, которые не просто самих себя сыграли в кино, а сыграли именно так, как этого требует сценарий. Да и к нашему милицейскому профилю это близко. Ведь в милиции собака - незаменимый помощник! Несмотря на стремительный технический прогресс, новационные технологии, собаку, берущую след преступника, не может пока заменить ни одна даже самая совершенная машина в мире. Именно такого верного друга мы чаще других животных видим на экране.
Виктор Зуйков и его питомцы на протяжении 15 лет принимают участие в съемках многих картин, независимо от того, какая телекомпания является производителем и на каком телеканале демонстрируется тот или иной фильм. Количество сериалов, в которых приняла участие «КИНОлогия», перевалило уже за сотню. Это такие известные картины, как «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», сериалы «Участок», «Возвращение Мухтара», конечно же, «Глухарь» и многие другие. Как видите, названия лент говорят сами за себя!
В Навлю для съемок в «Леснике» Виктор Зуйков и сотрудницы студии Катя Иванова и Алена Башарова привезли очень похожих друг на друга лабрадоров по кличке Нельсон и Жульетта. Сниматься в кино должен Нельсон, а Жульетта выступала в качестве дублера, хотя и ей довольно часто приходилось подменять своего напарника. Была и так называемая «группа поддержки» в единственном лице, вернее сказать, в единственной морде - собачки с мультяшной кличкой Умка. Дворянской породы, в смысле дворняжка. Шустрая такая, веселая и умная, подстать кличке. Кстати, Умка уже снялась в фильме-сказке известного режиссера Юрия Грымова «Год Белого слона». А еще раньше принимала участие в картине «Радости и печали». Вот такая звезда с виляющим хвостом приехала к нам из Москвы! Умка смотрит так озорно вокруг и, наверное, думает: «И эту Навлю я прославлю!».
Перед тем как щелкнет хлопушка и начнется съемка очередного дубля, собак готовят, так сказать, репетируют. После резвой пробежки по лесу холеные и ухоженные Нельсон и Жульетта абсолютно дружелюбно «сцепились», потолкались, повалялись и тут же, послушно исполняя команды, заняли свои места.
Нельсон играл собаку лесника. Ее похитил отрицательный герой, который согласно своей роли отыгрывался в лесу на верном друге хозяина, злил пса, пытался его ударить. Привязанный на веревке Нельсон рычал, бросался на своего обидчика. Даже жалко стало собаку. Сразу хочу сказать, что во время съемок животные и люди не пострадали.
Прямо на съемочной площадке, в промежутке между сценами мы побеседовали с Виктором Зуйковым.
- Виктор Александрович, расскажите о вашем участии в съемках, о той задаче, которая поставлена перед вами в сериале «Лесник».
- Телеканалом была поставлена задача подобрать собаку, которая бы гармонировала и отвечала роли главного героя сериала, его играет известный актер Олег Штефанко. Это оказалось непросто. Овчарок решили не снимать, так как именно собаки этой породы довольно часто появляются в сериалах и, что называется, уже примелькались зрителю. Вспомните сериалы «Комиссар Рекс», «Возвращение Мухтара», «Глухарь». Нужно было искать новый образ четвероногого друга. Мы просмотрели большое количество бультерьеров, бельгийских овчарок. Но все же остановились на лабрадоре. С окрасом тоже определились не сразу. Черный цвет плохо смотрится на экране. Выбор пал на палевый окрас. В течение месяца мы проводили самый настоящий кастинг. И здесь было не все гладко. Кандидата номер один покусали собаки, и он не смог соответствовать. Второго кандидата хозяин повез на довольно престижную выставку. Третий оказался аж из города Кирова. Неудобно и далеко ехать в Брянск на съемки. Но все же нам удалось подобрать сразу и главного героя, и его дублера. Нельсон и Жульетта живут у одной хозяйки и, я уверен, подходят для этой роли.
- Какие требования согласно роли предъявлялись к Нельсону?
- Лабрадоры - миролюбивые собаки. Они наполовину охотники, наполовину компаньоны. Наши Нельсон и Жульетта вместе со своей хозяйкой Катей работают в спасательной службе МЧС. Выполняют функции волонтеров, занимаются поиском пропавших. А здесь в сериале нужен пес, способный защитить своего хозяина. Ведь по сценарию леснику с собакой приходится противостоять нескольким преступникам. И потому Нельсон должен суметь перевоплотиться из в общем-то доброго пса в собаку, способную покусать, бросится на злодеев и защитить своего хозяина. Конечно, это сделать непросто, но Нельсон и его дублер Жульетта - талантливые, и потому при помощи специальных методик у нас, я думаю, все получится.
- На ваш взгляд, актер Олег Штефанко и пес Нельсон нашли общий язык?
- Не сразу. Была проблема работы с актером. Нужно было, что называется, притереться, сжиться, привыкнуть. А для этого необходимо, чтобы человек и животное как можно больше контактировали друг с другом. Режиссер Виктор Конисевич просил, чтобы собака в своей роли была похожа на Мухтара из старого доброго кинофильма «Ко мне, Мухтар». Я объяснил, что во время съемок пес Мухтар жил дома у главного героя, которого играл легендарный Юрий Никулин. Он кормил Мухтара, гулял с ним. Они вместе проводили много времени. Даже есть такая история. В конце съемок Юрий Никулин похвалился хозяину пса, что собака больше любит его, Никулина, нежели собственного хозяина. Ведь пес каждое утро с поводком в зубах приходил к Никулину, а не к хозяину. Мухтар будил народного артиста, требуя прогулки. На что хозяин с улыбкой ответил, что, перед тем как разбудить Никулина, Мухтар приходит к хозяину. Тот дает собаке поводок в зубы и уж потом отправляет его к актеру. И у нас пусть не сразу, но все получилось. Олег Штефанко и Нельсон подружились. Актер кормил собаку, отдавал ей свою яичницу. Говорил поварам в столовой, мол, с каким умным напарником ему повезло работать. Вот так все и наладилось. Человек и животное уступили друг другу, в этом и есть позитив. Кстати, Нельсон так вошел в роль, что стал реагировать на свою киношную кличку. В «Леснике» его зовут Рыжий.
- Вы часто в отношении собак употребляете те же термины, что и в отношении актеров: кастинг, репетиция, пробы...
- В нашей профессии и к человеку, и к животному применяется одно мерило - убедительность игры, качество работы. Зритель должен верить в то, что видит на экране. Мы не имеем права обманывать зрителя. Все должно быть по-настоящему, без фальши. Мы даже гримировали Нельсона. Его ведь похитили преступники, которые воруют нефтепродукты. Собаку держат в яме. И поэтому логично, что Нельсон не должен выглядеть чистым и холеным. Он попал в экстремальную ситуацию, что называется, не до жиру... Я скажу больше. Вспомните фильм «Граница. Таежный роман». Мы подготовили собаку, которая сумела сыграть волка - хищного зверя, бросившегося на человека. Получилось убедительно. Вот это перевоплощение!
- Какова востребованность работы вашей студии? И как Виктор Зуйков пришел в профессию режиссера зверей?
- Судите сами. По статистике, в девяноста процентах всех сериалов на наших телеканалах в той или иной степени в съемках участвуют различные животные. И из всего этого количества фильмов с участием братьев наших меньших примерно около девяноста процентов снимаются животные, подготовленные нашей студией «Мосфильм-КИНОлогия». Работы много. Мы, кстати, занимаемся не только подготовкой собак. Я скажу без преувеличения: за пятнадцать лет в кино мы готовили к съемкам животных начиная от клеща и заканчивая слоном! Чувствуете перепад объемов и весовых категорий! Клещ снимался в фильме «Тайга. Курс выживания». Его по сценарию принесла собака. Клещ заполз на ногу героини сериала. Правда, перед этим его проверили специалисты на безопасность. Мы даже дали ему кличку - Арнольд. А в профессию я пришел не совсем стандартным путем. В девяностых годах во время путча я был профессиональным военным, прослужившим в военно-водушных силах семнадцать лет. Уволился в звании подполковника. Животные - это мое увлечение и страсть с детства. Клас¬сно, когда хобби становится профессией и делом жизни. Это, наверное, и есть счастье. Сначала занимался подготовкой охотничьих собак. В то время в кино был застой. Но вот начались съемки таких известных и запомнившихся кинокартин, как «Графиня де Монсоро», «Королева Марго», где довольно много сцен с животными, вот тогда и потребовались специалисты нашей профессии. Появилась востребованность. Я люблю свою работу. Ею живу. Засыпаю и просыпаюсь с ней. В общем-то, никакого секрета.
- Может, вспомните какие-то курьезные случаи, произошедшие с собаками на съемках...
- Случаев много. Назову один из них. Во время съемок сериала «Возвращение Мухтара» работали две восточноевропейские овчарки. Одна из них, по кличке Варгун, по сценарию должна была приносить в зубах удочку герою фильма, которого играл известный актер Александр Носик. Мы надрессировали овчарку, и она прекрасно делала свое дело. Однажды утром мы прибыли на берег реки на съемки очередной сцены. Отпустили собак побегать. И тут через пару минут возвращается Варгун, держа в пасти сразу три удочки! Мы бросились на берег и увидели троих бледных, перепуганных рыбаков, у которых наш пес-актер «конфисковал» удочки. Вот что значит вжился в роль!
- В чем вы с художественной точки зрения видите успех фильма, в котором снимаются животные?
- В участии животных. Вспомните немецкий фильм «Комиссар Рекс». Эта картина на протяжении многих лет занимала первые строчки рейтинга в разных странах Европы, в том числе и в России. А почему? Да потому, что на экране зритель видел реальное животное - собаку, которая своей правдой притягивает зрителя, подкупая природной искренностью. И Рексу не нужен язык той страны, где он снимается, ее традиции и законы. Рекса легко понять любому, потому что животные в отличие от людей везде живут по своим законам. У нас сейчас на съемках все внимание акцентируется на человеке-актере. А ведь вы даже не представляете, какие чудесные сцены с животными, увы, остаются за кадром...
- Раньше было больше передач и кинофильмов о животных. Какие, на ваш взгляд, проблемы в кинематографе и вообще на телевидении в вопросах пропаганды бережного отношения к братьям нашим меньшим и вообще к природе?
- Да вы сами и ответили на свой вопрос. Действительно, сейчас очень мало фильмов и передач воспитательной направленности, где бы приучали в первую очередь детей к тому, чтобы беречь природу, животных, окружающий мир. А отсюда у молодого поколения выплеск негативной энергии, отсюда агрессивность и жестокость. Человек, который не любит животных, не любит и себе подобных.
- Виктор Зуйков - это не только руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия». Вы президент единственного в мире фестиваля «Золотой Клык», в котором принимают участие специалисты, готовящие животных для съемок в кино, и, конечно же, сами животные. Чем еще вы занимаетесь, кроме основной работы? И коль вы участвуете в съемках детективных сериалов, каково ваше отношение к милиции?
- Кроме работы в студии я еще являюсь вашим коллегой. Я специальный корреспондент московской милицейской газеты «Петровка, 38». Веду ежемесячную рубрику о животных. На мой взгляд, такие материалы должны быть в информационном поле. Также являюсь внештатным корреспондентом главной милицейской газеты России «Щит и меч». Кроме этого, подготовлен план осуществления целого ряда акций, направленных на профилактику наркотиков. Думаю, что и у вас на Брянщине в конце ноября мы постараемся осуществить подобную работу. И в этом мне, как всегда, помогут братья наши меньшие. Им, как детям, хочется верить. Они не обманут. А что касается милиции, то я с огромным уважением отношусь к людям, которые стоят на острие борьбы со злом. В качестве члена правления фонда «Петровка, 38» я участвую в подготовке мероприятий по оказанию помощи семьям сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей.
- Пару слов для газеты «По горячим следам» - ее читателям и всем брянским милиционерам.
- Очень доволен знакомством с Брянщиной! Красивый край красивых людей! Здесь - в Навле, в Синезерках такая теплая обстановка! Местные жители очень добрые и внимательные люди. А милиционерам желаю, чтобы то, про что мы снимаем кино, так и осталось в кино, и никогда не перекочевало бы в жизненные реалии...