Звонок. «Помощник оперативного дежурного дежурной части УВД по городу Брянск сержант милиции Соколов. Здравствуйте». А из трубки доносится: «Леха, привет!». И спрашивается, для кого представляется сотрудник.
- Это обычное дело, когда люди попадают на милицейский канал, хотя звонят совсем по другому номеру, - прояснил ситуацию Виктор Соколов. - Если есть в телефонном номере комбинация 02, то автоматически появляется реальная возможность попасть к нам. Техника имеет свойство давать сбои.
Действительно, так и было. Наш корреспондент нес службу вместе с помощником оперативного дежурного по 02 и убедился в том, что значительная часть звонков - люди просто ошибаются номером. Несколько раз и вовсе граждане пытались выйти на связь с родственниками из Беларуси, а в итоге соединялись с сотрудниками брянской милиции. И это, по словам Виктора Соколова, не предел.
За суточную смену на шестилинейный телефон поступает до полутора тысячи звонков, а сообщений, которые подлежат регистрации в специальном журнале, в несколько раз меньше. Эфир «засоряется» еще и теми, кто набирает 02 вместо единой справочной службы и интересуется у помощника дежурного, как позвонить в ЖКХ или телемастеру, пенсионный фонд или строительную компанию. А потом поступают жалобы от населения на службу 02, мол, не дозвониться. Конечно, не дозвониться, коль дозваниваются те, кто просто не туда попал.
Один оператор физически не успевает принимать сообщения по шести линиям, ведь параллельно с разговором идет фиксация заявления в специальных журналах. Далее помощник дежурного связывается с тем городским или районным отделом, с обслуживаемой территории которого произведен звонок. И еще. Контроль за проведением и результатами мероприятий, проводимыми по сообщению граждан также входит в обязанности оператора. Проще говоря, цепочка действий такова: прием сообщения - его фиксация - связь с территорией - контроль оперативных действий - анализ и обобщение полученного материала.
Сообщения о семейных скандалах - основная часть звонков. Чаще всего звонят женщины и заявляют, что муж буянит. Сотрудники милиции выезжают на место. При их виде жены начинают упрашивать стражей порядка не забирать супругов, а отпустить: «Ну, мы повздорили немного, а сейчас все хорошо. Так-то мой нормальный». Хотя ранее заявляли все с точностью да наоборот. Но милиционеры, отвлекаясь на такие инциденты, могут вовремя не успеть среагировать на более серьезное преступление.
- Бывает и такое, что звонят сами «буйные» мужья и просят, чтоб их забрали в медвытрезвитель, так как больше не могут находиться дома, - рассказал помощник оперативного дежурного. - И на каждый звонок мы обязаны отреагировать и принять какие-то решения.
В последнее время, по словам Виктора Соколова, участились звонки о конфликтах между детьми и родителями на алкогольной почве. Сыновья, дочери, идя «в ногу» с современными веяниями доступности и повсеместного употребления спиртного в молодежной среде, в неадекватном состоянии ругаются с мамами и папами. А иногда доходит дело и до драки.
Нередки случаи, когда подростки, а иногда и малолетние дети просто балуются и набирают 02. Однажды девушку в течение четырех часов «изнасиловали» 50 раз. Но она не думала, что с помощью технических средств милиция быстро вычислит «шутницу» и привлечет ответственности. А четырехлетний мальчик позвонил с мобильного телефона и заявил: «Я Петя. Сейчас в садике. Помогите мне, а то Коля у меня игрушку отобрал». Это хорошо, что родители с детства говорят своим чадам, что в случае беды нужно вызывать милицию. Но у ребенка в силу своего возраста свои масштабы «бедствия». Да и в эти годы мобильный телефон просто противопоказан детям.
Как выяснилось, чаще всего звонят женщины. Если взять возрастной аспект, то больше всего звонков от людей допенсионного или пенсионного возраста. Они вместе с жалобами на здоровье, высказывают претензии по поводу шумящих соседей, галдящей у подъезда молодежи, некоторым кажется, что их кто-то преследует. А кто просто забывает, куда положил свои сбережения и вызывает милицию для проведения поисков.
- Звонит однажды пожилой мужчина лет семидесяти пяти и сообщает, что у него пропали 300 тысяч рублей, - вспоминает Виктор Соколов. - Рядом находился участковый уполномоченный, который незамедлительно отреагировал на звонок.
Придя к «потерпевшему», сотрудник милиции спросил, где в последнее время хозяин хранил свои сбережения. Выяснилось, что место традиционное - под матрасом. Денег там не оказалось. И тут участковый заметил просвечивающиеся через простынь купюры. Ими был устелен весь матрас. Посчитали. Вместо «пропавших» 300 тысяч рублей нашлись 450 и миллион (!) советских «ленинских» рублей в придачу. Видимо, давненько хозяин не заглядывал в свой «тайник»...
На вопрос корреспондента «бывали случаи, когда люди сообщали о совершенных ими же преступлениях?», сержант милиции Соколов ответил утвердительно и привел несколько примеров.
- Молодой человек сообщил, что занимается угонами автомобилей и только что совершил один из них. В настоящее время находится по такому-то адресу. Выехала оперативная группа. Но как только он встретился с милиционерами, то сразу отказался от своего заявления, ссылаясь на алкогольное опьянение. В действительности на его счету не одно такое преступление, но в тот день он просто оклеветал на себя.
Иногда люди звонят, чтобы поделиться с милиционерами своими эмоциями и переживаниями по поводу драки между друзьями. Они не заявляют, а просто им больше некому выговориться...
Основной массив звонков начинается после 18 часов, когда люди начинают возвращаться домой, когда в это время особенно зимой активизируются грабители, когда пьяные мужья начинают буянить, когда молодежь выходит погулять. Не многим меньше утренний «вал» сообщений об угнанных автомобилях или снятых с них колесах, пятничные и субботние заявления после полуночи из ночных заведений. Понедельник тоже во всех смыслах день тяжелый для операторов 02. Возвращаясь после выходных с дач, с поездок к родственникам люди обнаруживают, что их жилище обнесли. И так день за днем...
Виктор Соколов уже не первый год служит в 02 и говорит, что «есть у нас и постоянные клиенты, которых мы не только по имени, фамилии и адресу узнаем. Даже их голос до боли знаком, так как звонят они с периодичностью раз в неделю и сообщают, то телевизор не показывает, то холодильник не морозит, то дворники снег во дворе не почистили. Но безвыходных ситуаций в 02 не бывает. К каждому подход найдем, каждому поможем».
Документальная волокита и нехватка рук на шестиканальном телефоне - вот две главные причины «неуспевания» отвечать на все звонки граждан. Но из 1000-1500 входящих помощник оперативного дежурного по 02 больше половины успевает охватить за сутки фактически без сна и отдыха. Да о каком сне или отдыхе может идти речь, когда телефонный гудок раздается в дежурной части УВД по городу Брянск практически непрерывно.
С 1 января 2011 года в городе выросла цена на проезд в муниципальном транспорте. Стоимость билета на одну поездку в автобусах возросла с девяти рублей до десяти. Подняли цену и троллейбусы. Впрочем, это произошло лишь на некоторых маршрутах, длилось всего пару дней и, как выяснилось, действовало только для «избранных» пассажиров.
В рамках реализации этой Программы здравоохранение получит из федерального и областного бюджетов, фонда медицинского страхования колоссальные средства на модернизацию медицинских учреждений - более 3,5 млрд. рублей. Никогда ранее столь значительных сумм на медицину в регионе не тратили. Средства будут направлены на ремонт и завершение строительства лечебных учреждений, закупку современного медицинского оборудования, информатизацию.
В праздничные дни все дежурные службы компании ООО «Строй Эксперт» работали в режиме повышенной готовности. Несмотря на переменчивую погоду, в минувшие новогодние праздники серьезных и долговременных отключений электроэнергии не было.
В России с 1 января 2011 г запрещены производство и продажа ламп накаливания мощностью от 100 ватт и выше. Теперь на прилавках магазинов можно найти только маломощные "лампочки Ильича", а населению предлагается использовать энергосберегающие лампы.