Управление Роспотребнадзора по Брянской области в целях оказания консультативной и практической помощи и в связи с выявлением фактов правонарушений в сфере предоставления кредитов гражданам разъясняет следующее:
- Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
- Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом.
- Перед принятием решения о получении потребительского кредита оцените свои потребности в его получении, а также возможности по его своевременному обслуживанию (погашению), то есть какую сумму денежных средств, исходя из Вашего бюджета, Вы реально можете направить на уплату всех причитающихся платежей по кредиту.
- Внимательно изучите всю информацию о кредите и условиях его обслуживания (погашения), для чего обратитесь к сотрудникам Банка. Обратите внимание на содержащиеся в условиях получения кредита ссылки на тарифы осуществления банком услуг. Запросите и изучите информацию об этих тарифах у сотрудников банка.
- При предоставлении кредита до потребителя должна быть своевременно доведена следующая информация о кредите: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, график погашения этой суммы. Право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено федеральным законодательством (ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
- Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
- Внимательно изучите кредитный договор и другие документы. В этих целях, по возможности, возьмите кредитный договор домой, более внимательно изучите его условия. Если какие-либо условия кредитования Вам не понятны, просите разъяснения и соответствующие документы у сотрудников банка, уточняйте интересующие Вас вопросы.
- Подписывайте кредитный договор (иные документы банка), только если Вы уверены в том, что все его условия Вам понятны, Вы точно представляете, какие платежи и когда Вам необходимо будет произвести, и Вы убеждены, что сможете это сделать.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в том числе Управлением Роспотребнадзора по Брянской области) при проведении проверок в отношении кредитных организаций было выявлено включение ими в типовые договоры условий, ущемляющих права потребителей, а именно:
- одностороннее изменение Банками условий договора, в том числе процентной ставки, без письменного согласия заемщика;
- взимание неустойки за досрочное погашение кредита;
- взимание платы за открытие и ведение ссудного счета, открываемого для учета задолженности по кредиту);
- навязывание обязательного страхования жизни заемщика в конкретных страховых компаниях, выбранных Банками (в соответствии с Гражданским законодательством страхование жизни может быть только добровольным);
- взимание договорной неустойки в качестве меры ответственности за нарушение заемщиком сроков, установленных для возврата очередной части кредита;
- рассмотрение споров в судах по месту нахождения кредитных организаций, тем самым игнорируя условия об альтернативной подсудности, закрепленное ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и некоторые другие.
По вопросам, связанными с нарушениями в потребительском кредитовании, Вы можете обращаться в Управление Роспотребнадзора по Брянской области по адресу: г. Брянск, 2-й Советский переулок, 5а.