Почему на дорогах Брянщины появляются похоронные венки
Проезжая по автомагистрали, мы обращаем внимание на обилие крестов и траурных венков вдоль дорог. Что это? Почему они здесь? Ведь общественные захоронения расположены совсем в других местах...
Похоронные венки вдоль трасс - символ скорби по людям, которых настигла нелепая смерть на дороге. В основной массе своей погибшие - пешеходы, которых сбил несущийся автомобиль. И неважно, что послужило причиной трагедии: человек ли, перебегая дорогу в неположенном месте, не заметил автомобиля, либо в том была вина водителя, - возле места гибели людей появляются траурные венки.
Православная церковь и ГИБДД: две точки зрения на один вопрос
Названные еще Гоголем две беды России до сих пор проявляют себя. Страшнее всего, когда они соединяются. Аварийные беды зачастую - от дураков на дорогах, от плохих дорог, а еще - от скорости. Какой же русский не любит быстрой езды!.. Но лихачество - это ничем не оправданный риск. А жажду скорости в нетрезвом состоянии можно вообще смело назвать преступлением.
В России по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно случаются несколько тысяч ДТП. В результате сотни людей гибнут, а тысячи страдают от увечий и травм. Это одна из основных причин автомобильных аварий. А вот становятся ли причиной ДТП придорожные памятники?
- На Брянщине аварий, где причиной стали бы памятники, установленные вдоль дорог, не было зафиксировано, - говорит начальник отделения управления ГИБДД по Брянской области подполковник полиции Игорь ФОМИЧЕНКО. - Скорее, они служат предупредительными знаками, предостережением, сдерживающим фактором.
Каждый человек сам выбирает, как ему чтить память своих друзей, родных и близких. Если ему хочется таким вот образом увековечить место гибели дорогих людей, то пусть так и поступает.
У представителя Православной Церкви прото¬иерея Петра Пономарева другая точка зрения:
- У Церкви есть традиция отмечать возведением храмов, часовен, установкой поклонных крестов на местах праведной кончины мучеников. Однако распространять действие этого обычая на всех жертв ДТП было бы необоснованно.
Усопших традиционно поминают на кладбищах, на месте захоронения тел. Естественно, помолиться об упокоении их душ можно в храме и в домашней молитве. Устраивать для этого особые места на автодорогах - излишне. Это не поможет ни душам погибших в автоавариях, ни борьбе с дорожными происшествиями. Здесь нужны другие подходы, и прежде всего - воспитание в себе чувства ответственности за свою жизнь и за жизни и здоровье своих ближних.
Говорят водители
Большинство водителей особенно не задумываются над вопросом о траурных «маяках» вдоль дорог. Им они, в общем-то, не мешают. Просто примелькались уже за много лет. Но для начинающих автолюбителей это служит неким ограничителем скорости, напоминанием о том, что дорога является зоной повышенной опасности.
- Я не обращаю внимания на венки на столбах, памятники, стоящие на обочине, - говорит водитель маршрутного такси Денис. - Меня больше интересуют люди, стоящие на остановках и сидящие в салоне моей машины, за жизни которых я несу ответственность.
- Когда я за рулем, то слежу только за дорогой, а не за тем, что около нее, - сказал водитель с восемнадцатилетним стажем Дмитрий. - Ну а если мой глаз невольно и заметит какой-нибудь памятник, я посочувствую в душе родным погибшего.
Другие опрошенные водители практически в унисон говорят, что памятники жертвам ДТП - это как сигнал, напоминающий о том, что на дороге нужно быть осторожнее и внимательнее.
Всегда пожалуйста
Когда я позвонил в организацию, занимающуюся ритуальными услугами, в установке памятника на обочине дороги мне не отказали, хотя и были слегка удивлены подобным заказом. Но недоумение быстро рассеялось. И милый женский голос заверил, что можно приехать к ним в агентство и сделать заказ на любой вкус и любые финансовые возможности.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Точно сказать, когда появились придорожные памятники, сложно. Но, как обычно в таких вопросах, существует множество гипотез и предположений.
Деревянные кресты, часто с двускатным накрытием, издревле ставились на Руси вдоль дорог на поклонение путникам и как охранительные по отношению к торговым путям. Встречались и надгробные. Примером могут служить кресты над могилами убитых ямщиков и почтарей, которых принято было хоронить вдоль дорог непосредственно на месте их гибели.
Есть и такое мнение, что традиция установки крестов вдоль дорог берет начало в середине девятнадцатого века, когда сотни тысяч каторжников отправляли в ссылку в Сибирь. Они шли пешком. Тех, кто в дороге умирал, оставляли там же без погребения. Местные крестьяне, находившие умерших, хоронили, а на месте их гибели устанавливали кресты.
Профессор БГУ, доктор исторических наук Александр ДУБРОВСКИЙ:
- Памятники на месте гибели человека в автоаварии на обочине дороги, венки на столбах - это явление конца ХХ века. Какого-либо отношения к христианским традициям это не имеет.
Сегодня кресты на местах гибели людей на дороге редко ставят. Обычно отдают предпочтение полноценным памятникам с фотографиями и оградами, реже возводят импровизированные - с использованием покрышек, рулевых баранок, бамперов от разбитых машин. Не многовато ли всего?..
Цифры вместо послесловия
На дорогах нашей области за прошлый год произошло более 1500 ДТП, в которых 234 человека погибли и 1923 получили травмы различной степени тяжести. Нередки случаи, когда в результате аварий страдают дети. В 2010 году данные статистики таковы: 8 детей погибли, 143 травмированы.
Осенью 2007 года на улице Авиационной, которую по причине частых аварий сотрудники ГИБДД между собой называют «долиной смерти», произошло столкновение «Мерседеса» и «Газели». В результате один человек погиб.
12 июля этого года в районе остановки «Типография» по улице Станке Димитрова насмерть разбился мотоциклист. Не справившись с управлением, он наскочил на бордюр и врезался в столб.
Вечером 7 марта 2009 года в районе бассейна РОСТО (ДОСААФ) водитель такси, не снизив скорость, сбил перебегавших дорогу трех девочек-школьниц. Одна скончалась на месте, другая умерла в больнице. Лишь третья пострадавшая с тяжелой степенью сотрясения мозга и переломом ноги осталась жива.
Володарский районный суд города Брянска вынес обвинительный приговор 26-летнему таксисту, совершившему преступление, предусмотренное частью 5 статьи 264 УК РФ - «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Суд назначил наказание в виде трех лет и шести месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Летом прошлого года в районе перекрестка переулка Пилотов и улицы Авиационной столкнулись «Жигули»-«шестерка» и «Газель». В результате погибли три человека.
В районе дома 41 по улице Дуки летом прошлого года произошла авария - «Ауди» врезалась в «Ладу-Калину». Погиб один человек.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Есть еще и такое понятие как кенотаф (от греч. Kenotaphion, буквально означает «пустая могила», англ. - cenotaph.) - погребальный памятник в месте, которое не содержит останков покойного. Обычай устанавливать символические гробницы без погребения существует издревле и связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя, страдают от этого и могут даже мстить живым. Кенотафы создавались в Древнем Египте, Греции, Риме, на Среднем Востоке, в средневековой Европе в случаях, когда умершего (погибшего на чужбине) нельзя было похоронить.
Кенотаф архаической эпохи - это могильный холм, в классическую эпоху - каменная гробница. Они могли устанавливаться на кладбищах, в случае, если покойный погиб (пропал без вести, утонул и т. д.) в труднодоступном месте, а тело утрачено или его поиск может привести к новым жертвам, или не может быть погребено на родине. А также если тело кремировано и прах развеян.
Кенотаф - это распространенное явление и в настоящее время. Современный кенотаф можно встретить не только в специально предназначенных для этого местах - кладбищах, а гораздо чаще, чем было принято у древних греков и римлян: вдоль дорог - на месте внезапной гибели человека.
А КАК У НИХ?
В странах дальнего зарубежья традиции устанавливать памятные знаки в местах гибели пешеходов нет, и с точки зрения европейского обывателя это дико. Однако для нас это не только память, но и предупреждение. Скорбный крест с венком рядом как бы сигнализирует: здесь была смерть. Пешеход, завидев такой памятник, более осторожно, чем обычно, перейдет дорогу, а водитель невольно снизит скорость.
А в Болгарии на месте трагедии вместо венков и крестов наклеивают фотографию трагически погибшего человека. На оживленных трассах порой бывают целые галереи...
В нашей стране устанавливать траурные венки в местах гибели пешеходов не оговорено законом вообще. А русскому человеку, как известно, что не запрещено - то разрешено. Однако во многих крупных городах в связи с резким увеличением количества похоронных венков вдоль дорог (а значит, и с ухудшением аварийной ситуации!) начали убирать элементы похоронного ритуала. В Хабаровске уже «почистили» обочины от венков и крестов, занимаются этим и в Челябинске.
Считаю это кощунством: ставить крест не на могиле, а на месте(вернее даже около места) гибели... (не хватало, чтоб еще посреди дороги кресты понаставили!)
По уточненной информации, полученной от Брянского ЦГМС, 29 июля на территории Брянской области переменная облачность, местами небольшие и умеренные дожди, местами грозы. Ветер юго-западный ночью 4-9 м/с, днем 6-11 м/с, при грозе местами порывы до 17 м/с. Температура воздуха ночью 15-20°С тепла, днем 22-27°С тепла.
На территории Брянска и Брянской области за минувшие сутки произошло 6 пожаров. При пожарах никто не погиб, пострадал один человек. Для ликвидации пожаров привлекались 27 человек личного состава, 10 единиц техники.
Ее организаторами стали попечительский совет фонда «Благодар», учредителем которого является Ирина Кузьмина, а также УМВД России по Брянской области и МЧС России по Брянской области. Десять ребят из неполных семей, своим поведением ранее попадавших в поле зрения сотрудников органов внутренних дел, не только трудятся, очищают стены зданий от граффити, но и полезно отдыхают. Вот дневник этой профилактической акции.
Президентом Российской Федерации 28 декабря 2010 года подписан Федеральный закон № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия». С 1 июля нынешнего года закон вступил в силу.
В дежурную часть отдельного батальона дорожно-патрульной службы поступила информация от граждан о том, что в лесополосе в районе дома 99 по проспекту Московский в автомобиле радио-такси «Сатурн» водитель и пассажиры употребляют наркотики. Ближайший наряд ДПС выехал на место.
Около 20 миллионов рублей на условиях софинансирования планируется изыскать в бюджетах области и Брянска на благоустройство парка имени Пушкина в Бежице, которому решено вернуть прежнее название Майский.