Из обращения потребителя в Управление Роспотребнадзора: «...1 августа в ресторане С. за два месяца до свадьбы мы заказали банкет с внесением предоплаты в размере 20 тысяч рублей. Через две недели стало понятно, что наша свадьба не состоится. 16 августа я обратился к хозяйке заведения Б. с отказом от услуг ее предприятия и просьбой вернуть мне деньги, но она наотрез отказывается это делать. Говорит, что из-за меня понесет убытки, так как уже отказала двум клиентам, желавшим отпраздновать свои юбилеи 1октября, то есть в день назначенного мною банкета. Еще она предложила мне найти для нее клиентов на 1.10.2011г чтобы возместить ей убытки, тогда возможно и вернет деньги. Подскажите что делать? У меня и так голова идет кругом, и с девушкой расстался, и деньги не возвращают. Неужели все это по закону, ведь я отказался за 44 дня до даты банкета?»
Нет, это незаконно. В статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» прямо говорится, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
К сожалению, подобные обращения в последнее время не редкость. Поэтому, давайте рассмотрим несколько законных вариантов разрешения данной проблемы.
И так, Вы отказываетесь от банкета до даты его проведения остается:
1. несколько недель - предоплата должна быть возвращена полностью, поскольку предприятие никаких затрат по его проведению не понесло;
2. несколько дней - из суммы предоплаты могут удержать стоимость купленных по Вашему личному указанию напитков, праздничных украшений для зала, отпечатанных именных табличек-указателей для рассаживания гостей за столом и т.п. и выдать все это Вам в натуре;
3. одни сутки - в дополнение к выше сказанному Вам могут предложить выкупить уже заготовленные для Вашего банкета полуфабрикаты блюд и кулинарной продукции, которая не может быть реализована другим посетителям ресторана;
4. в день проведения банкета - Вы обязаны выкупить всю заказанную Вами кулинарную продукцию и заказанные по Вашему желанию напитки, которые не могут быть реализованы другим посетителям предприятия, а также оплатить все дополнительные расходы, сделанные по Вашему указанию. Конечно, все эти затраты должны быть документально подтверждены рестораном.
В случае, если Вам отказывают в возврате предоплаты или ставят какие то дополнительные условия, например, поиск клиентов на дату вашего несостоявшегося банкета, то это незаконно и Вам необходимо обратиться в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно пункту 3 этой же статьи Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Кроме этого, в соответствии со статьей 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда и неустойки.
В случае необходимости по Вашему заявлению Управление Роспотребнадзора по Брянской области может быть привлечено в качестве государственного органа для дачи заключения по делу о защите прав потребителей.