Сотрудники полиции ответили на вопросы СМИ о ДТП на проспекте Московском
Сотрудники полиции отметили, что расследование ДТП с самого начала начало обрастать слухами, домыслами и эмоциями. К сожалению, недостоверная информация и надуманные подробности начали тиражироваться как в социальных сетях, так и в средствах массовой информации. Поэтому полицейские призвали журналистов внимательнее и ответственнее относиться к публикуемым сведениям, не допуская клеветы, искажений истины и необоснованных оценок.
Полиция официально опровергла информацию о том, что происшествие пытались скрыть. На самом деле уже через несколько минут после аварии на месте начала работать специализированная следственно-оперативная группа, которая провела весь необходимый объем работы по сбору улик и доказательств. Вопреки утверждениям отдельных СМИ, записи с регистратора автобуса и камеры сотрудника ДПС, зафиксировавшие происшествие, никуда не терялись и были немедленно приобщены к материалам уголовного дела. Кстати, само уголовное дело было возбуждено в отношении совершившего наезд водителя «Фольксвагена» через два часа после ДТП. А первая официальная и доступная прессе информация о ДТП появилась на сайте областного УГИБДД в тот же день, 7 октября, вечером. Она была дана в том же объеме, как и другие сообщения об аналогичных ДТП. В тот же день ее были готовы прокомментировать сотрудники автоинспекции и следователи. Однако в тот момент сообщение никого не заинтересовало, ажиотаж начался лишь 11 октября, когда в интернете появилась запись с видеорегистратора. И в тот же день УМВД предоставило подробную информацию с комментарием следователя, который вел расследование уголовного дела, и объявлением о розыске свидетелей ДТП.
Среди наиболее часто задаваемых журналистами и гражданами - вопрос о роли сотрудника ДПС, который находился рядом с местом ДТП и стал его свидетелем. Отвечая на него, Александр Лебедев пояснил, что по поручению начальника УМВД в отношении инспектора была проведена служебная проверка, и в настоящее время все выводы свидетельствуют о правильности действий полицейского. Это опытный сотрудник, который уже давно работает в ГИБДД, характеризуется положительно, неоднократно поощрялся, взысканий не имеет. В тот вечер он нес службу согласно карточке маршрута патрулирования на протяжении всего проспекта Московского. На участок дороги возле остановки «Больничный городок» он прибыл в 17.00, буквально за 10 минут до трагедии. Дальнейшее в общих чертах видно на видеозаписи. Движущийся в крайнем правом ряду автобус, 27 маршрута, начал останавливаться для того, чтобы пропустить пешеходов, в это время пешеходный переход проехала автомашина «Ниссан-Кашкай», в действиях водителя которой состав административного правонарушения отсутствовал. За ней следовала автомашина ВАЗ-2107, темно зеленого цвета, водитель которой в нарушение п.14.1 ПДД РФ не уступил дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу. На видеозаписи видно, как инспектор ДПС вышел на среднюю полосу движения для того, чтобы остановить вышеуказанную автомашину, но этого не сделал, потому что в это время увидел, как по крайней левой полосе движения прямо на пешеходов с большой скоростью мчался автомобиль «Фольксваген». Несмотря на шокирующее происшествие, инспектор ДПС не растерялся. Он остановил совершившую ДТП автомашину, и бросился к патрульному автомобилю, чтобы, в соответствии с инструкцией, по радиостанции вызвать скорую помощь и следственно-оперативную группу. После этого он подбежал к пострадавшим для оказания первой помощи.
Бригада скорой медицинской помощи прибыла на место ДТП в течение 7 минут. Возможно, именно правильные действия полицейского в тот момент позволили оказать пострадавшей женщине необходимую помощь и спасти ее жизнь.
Кстати, за 9 месяцев 2011 года на вышеуказанном месте выявлено 306 нарушений по ст. 12.18 КоАП РФ (непредоставление преимущества пешеходам) и 43 по ч. ст.12.29 КоАП РФ (нарушения ПДД пешеходами).
Говоря о том, почему сотрудник ДПС стоял после перехода, а не до него - сотрудники полиции отметили, что полицейскому было вменено в обязанность следить не только за переходом, на котором произошло ДТП, но и за следующим за ним аварийно опасным участком и переходом. Сотрудник выбрал точку, с которой мог наблюдать за тремя опасными участками, и, по выводам служебной проверки, действовал правильно.
Кроме того, было отмечено, что нахождение патрульных перед нерегулируемыми переходами не может считаться эффективным решением проблемы дорожной безопасности. В одном лишь областном центре несколько десятков таких переходов, не менее опасных для пешеходов.
Тем более, все мы знаем привычку наших автомобилистов при виде сотрудника полиции снижать скорость до разрешенных в городе 60 км/ч, а поравнявшись с ним и убедившись, что он не намерен останавливать машину - тут же резко «газовать», разгоняя машину едва ли не до предела ее возможностей. Уменьшить опасность для пешеходов на переходе могли бы технические средства, однако их закупка и установка не входит в компетенцию полиции.
Впрочем, стражи порядка отметили, что определенное влияние на обеспечение безопасности оказывает и ряд объективных факторов. В частности, при увеличении количества автотранспорта и нарушений ПДД, в ходе реформирования МВД на 22 процента уменьшилось количество сотрудников дорожно-патрульной службы. В частности, весь проспект Московский в настоящее время обслуживают два наряда, один из которых занят оформлением ДТП.
Кстати, за сутки наряды ДПС оформляют около 50-ти мелких ДТП, реагируя на вызовы автовладельцев. При этом на профилактическую работу времени практически не остается. Пользуясь случаем, полицейские призвали граждан активнее пользоваться правом оформлять мелкие ДТП самостоятельно или же при помощи страхового агентства, не отвлекая ДПС от других направлений работы. Ведь оформление документов о ДТП вне зависимости от тяжести происшествия занимает определенное время, и иногда люди часами ждут инспекторов, хотя могли бы справиться с ситуацией самостоятельно.
Отвечая на вопросы, сотрудники полиции еще раз коснулись статистики. Прежде всего, они отметили, что на пешеходном переходе возле «Больничного городка» в текущем году произошло 3 ДТП, в которых 2 человека погибли и 2 получили телесные повреждения. Что же касается ДТП с участием детей - то за текущий год произошло 8 таких происшествий, включая случай, имевший место 7 октября. При этом 5 из восьми случаев произошли, когда дети были пассажирами транспортных средств, один случай - во время управления подростка велосипедом, и еще один - в январе на переходе в районе улиц Калинина и Урицкого.
А всего в Брянской области с начала года зарегистрировано 1091 ДТП с пострадавшими (за аналогичный период прошлого года - 1242) , в которых погибли 163 человека (в прошлом году - 158) и получили травмы 1275 (в прошлом году - 1842). Таким образом, несмотря на общее снижение количества происшествий и травмированных в них людей - полиция продолжает считать ситуацию проблемной. Статистика гибели людей на дорогах не способствует успокоению и становится основой для управленческих решений и направления в органы власти обращений с предложениями по улучшению организации дорожного движения.
Среди мер, которые предпринимает полиция - обращение с законодательными инициативами в федеральные органы власти. В частности, полиция предлагает ужесточить ответственность за нарушения Правил дорожного движения, способные привести к тяжким последствиям. Внесено также предложение о совершенствовании системы обучения водителей, которую следует адаптировать к реальной обстановке на дорогах.
К руководителям области и города полиция постоянно обращается с просьбами реализовать все представления и предложения ГИБДД о скорейшем оборудовании дорог необходимыми техническими средствами. Предлагается ввести жесткий и открытый контроль за реализацией этих предложений со стороны администраций, прокуратуры и общественности. Вопросы безопасности движения необходимо ежемесячно рассматривать на комиссиях всех уровней, с отчетом о результатах губернатору области и средствам массовой информации.
Присутствующие на пресс-конференции напомнили журналистам о том, что нанесение разметки, установка знаков, строительство переходов не входит в компетенцию ГИБДД. Полиция, анализируя ситуацию на дорогах, как никто другой понимает необходимость строительства в городе надземных и подземных пешеходных переходов. Однако принятие соответствующих решений, финансирование всех этих работ, выбор подрядчика и контроль за его работой - является прерогативой местных органов власти.
Управлением ГИБДД УМВД России по Брянской области, в рамках его компетенции, постоянно готовятся и направляются предложения по ликвидации очагов аварийности путем проведения инженерно-технических мероприятий. По результатам анализа аварийности с участием пешеходов был подготовлен ряд предложений.
В областном центре наряду с нарушением Правил дорожного движения одной из основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий являются сопутствующие неудовлетворительные дорожные условия. При среднеобластном показателе 16,7%, доля таких автоаварий на территории города Брянска составляет 27,3%. Основные недостатки выражаются в недостаточном обустройстве улично-дорожной сети техническими средствами организации дорожного движения (далее ТСОДД), неразвитости улично-дорожной сети, или ее неприспособленности для движения пешеходов (отсутствие тротуаров, освещения, удерживающих пешеходных ограждений, пешеходных переходов в разных уровнях).
Вносимые на протяжении последних 3-х лет предложения по созданию единой службы, отвечающей за вопросы организации дорожного движения и повышения его безопасности в структуре Брянской городской администрации, поддержки не находят.
Так, в Брянскую городскую администрацию в текущем году направлено 101 обращение о проведении различных мероприятий по снижению уровня аварийности, из которых 14 реализовано и 23 выполнены лишь частично.
В частности, направлялись обращения о необходимости решения вопроса внедрения современных систем автоматической фото-видео-фиксации нарушения Правил дорожного движения, об имеющихся проблемах содержания технических средств организации дорожного движения (дорожная разметка, знаки). Предложения ГИБДД не реализованы или реализованы частично.
Должностным лицам выдано 184 предписания на устранение выявленных недостатков, из них 10 юридическим лицам. За их неисполнение возбуждено 11 дел об административных правонарушениях, в том числе 7 - в отношении должностных лиц коммунальных служб города и по 2 - в отношении должностных лиц иных строительных организаций и юридических лиц.
Кроме того, за нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, переездов или других дорожных сооружений на территории областного центра привлечены 38 должностных лиц, в том числе 19 - занимающих руководящие посты (руководители, их заместители, главные инженеры).
Вместе с тем, со стороны Брянской городской администрации действенных мер направленных на профилактику аварийности не принимается. Несмотря на неоднократные предупреждения, не проводятся предложенные УМВД России по Брянской области мероприятия по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.
Низкими темпами решаются вопросы реконструкции улично-дорожной сети и приведения ее в соответствие с современными условиями движения на территории города Брянска. За прошедшие 5 лет реконструировано не более 10% от общей протяженности улично-дорожной сети, которая требует проведения таких работ.
Несмотря на запланированное в рамках реализации городской программы по повышению безопасности дорожного движения финансирование мероприятия по внедрению систем автоматической видео-фиксации нарушений Правил дорожного движения (6,5 млн. рублей) работы не ведутся. Происходит постоянное сокращение объемов финансирования долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Брянске в 2001-2014 годах».
В ответе на один из вопросов было отмечено, что, к сожалению, снизилось практически до нуля финансирование областной программы «Повышение безопасности дорожного движения в Брянской области». На 2012 год на реализацию ее мероприятий выделено всего 50 тысяч рублей, в то время как при ее разработке предусматривалась цифра в 140 миллионов на пять лет.
На вопрос журналиста о том, когда же будет нанесена дорожная разметка на том самом переходе - заместитель начальника отдела дорожного надзора УГИБДД УМВД области Юрий Середа ответил, что по его информации, нанесение дорожной разметки не вошло в смету ремонта Московского проспекта. Вопрос о подрядчике и сроках решается местной администрацией.
На вопрос о целесообразности установки на злополучном переходе светофора - Юрий Середа ответил утвердительно. И если местная администрация реализует эту инициативу - УГИБДД примет участие в разработке этого проекта. Ведь регулируемый переход однозначно безопаснее нерегулируемого. А если светофор будет работать не постоянно, а по нажатию пешеходом кнопки - не будет проблем и у автовладельцев.
А вот установку «лежачего полицейского» на том переходе ГИБДД не одобряет. Учитывая скорую зиму, застой воды на дороге и специфику работы дорожных служб - искусственная неровность может принести больше вреда, чем пользы. Она либо нивелируется, либо превратит подъездной путь к переходу в каток.
Отвечая на вопрос о номерах совершившего ДТП автомобиля «Фольксваген», полицейские отметили, что пока в базу данных разыскиваемых номеров он белорусскими коллегами не внесен. В настоящее время сделан запрос белорусским коллегам, и если соответствующая информация из сопредельного государства поступит - брянская полиция окажет расследованию всю необходимую поддержку.
Кстати, автомобиль девушка приобрела за 4 дня до ДТП и управляла им по генеральной доверенности. Закон такого способа эксплуатации машин не запрещает. Не исключено, что малый опыт вождения именно на этом автомобиле тоже сыграл определенную роль в ДТП.
Опровергая слухи о том, что подозреваемая в ДТП «купила» водительские права, полицейские заявили о том, что она в течение двух месяцев проходила обучение в одной из брянских государственных автошкол, и, по данным табеля, активно посещала занятия. В декабре прошлого года девушка с первой попытки сдала как теорию, так и вождение автомобиля, и в установленном порядке получила права.
Комментируя информацию СМИ о несанкционированном митинге, состоявшемся 12 октября, сотрудники полиции напомнили, что его инициаторы действительно отказались от участия в этом мероприятии. Митинг состоялся стихийно, но, несмотря на это, руководство УМВД отнеслось с пониманием к действиям граждан. Сотрудники полиции обеспечили общественную охрану и безопасность мероприятия. Несчастных случаев и других эксцессов допущено не было. Кроме того, граждане получили исчерпывающую информацию о расследовании резонансного ДТП из уст руководства УМВД России по Брянской области. Что же касается оспариваемых отдельными журналистами данных о количестве участников митинга - то речь в официальном сообщении идет о непосредственных его участниках, без учета граждан, которые пришли на место трагедии, чтобы возложить цветы. Участие в митинге, который состоялся на проезжей части, приняли далеко не все из тех, кто в тот вечер был на месте аварии.
Кстати, уже сегодня 18 октября на федеральном канале «Вести 24» была распространена не соответствующая действительности информация о том, что подозреваемая в ДТП девушка работала в ГИБДД и неоднократно была оштрафована за превышение скорости. На самом деле, как уже сообщалось, она стажировалась в одном из коммерческих банков, в отношении нее составлялись протоколы за непристегнутый ремень безопасности и отсутствие страховки ОСАГО.
Заместитель начальника полиции также подтвердил информацию о том, что сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану жизни и здоровья как потерпевшей, так и подозреваемой и ее родственников.
Отвечая на вопрос о сроках передачи дела в суд - стражи порядка напомнили, что в настоящее время расследование уголовного дела передано Следственному управлению Следственного комитета России по Брянской области. Они призвали не препятствовать объективному расследованию и заверили, что вся значимая информация, в рамках компетенции полиции, будет немедленно сообщаться в СМИ.
Представители журналистского сообщества отметили, что во время информационного сопровождения расследования ДТП столкнулись с появлением в Интернете призывов откровенно экстремистского содержания. По словам Александра Лебедева, авторы таких призывов берутся на контроль, с ними будет проводиться профилактическая работа.
А один из журналистов предложил законодательно запретить показ по телевидению кровавых и жестоких сцен, чтобы не сводить трагедию к смакованию жутких кадров ДТП.
В завершение пресс-конференции стражи порядка еще раз акцентировали внимание на том, что ДТП 7 октября должно стать уроком как для водителей, так и для пешеходов. Никакие технические средства не способны решить проблему безответственного отношения к своей жизни, жизням своих близких и всех окружающих.
Завершено возведение 28-и памятных стел с именами мирных жителей, убитых фашистскими карателями в Брянской области. Планируется, что 25 октября на открытие мемориала «Хацунь» приедет множество людей.
По уточненной информации, полученной от Брянского ЦГМС, 19 октября на территории Брянской области облачно с прояснениями, ночью небольшие, местами умеренные осадки, преимущественно в виде мокрого снега и дождя, днем местами небольшой дождь. Ветер ночью восточный 4-9 м/с, днем переменных направлений 5-10 м/с. Температура воздуха ночью 0-5°С тепла, местами до 3° мороза, днем 5-10°С тепла.
На территории Брянска и Брянской области за минувшие сутки произошло 5 пожаров. При пожарах погибли 2 человека, пострадавших нет. Для ликвидации пожаров привлекались 19 человек личного состава, 8 единиц техники.