Есть определенные проблемные вопросы, однако они решаются довольно оперативно.
Так, в текущем году органами государственного пожарного надзора в суды было направлено 5 материалов на административное приостановление деятельности отдельных объектов и помещений учреждений данной категории. На сегодняшний день все нарушения по указанным объектам устранены, причем по 2 из них уже на судебные заседания были представлены сведения об устранении имевшихся нарушений.
Руслан Карасёв подчеркнул, что у МЧС налажен хороший контакт с учреждениями социальной сферы.
Чего не скажешь об учреждениях здравоохранения. Проводимые дважды в год проверки показывают, что принимаемые соответствующими должностными лицами меры по обеспечению пожарной безопасности объектов данной категории явно недостаточны.
С положительной стороны Р.Н. Карасев отметил Брянскую областную больницу
№ 1 - самый крупный объект. Предписание ГПН 5 лет назад содержало 359 пунктов с нарушениями требований пожарной безопасности. Более 10 раз материалы направлялись в судебные органы из-за неудовлетворительного противопожарного состояния. Однако, когда ситуацию взял на личный контроль главврач, она стала меняться в лучшую сторону. За период с 2008 года по настоящее время на выполнение противопожарных мероприятий выделено более 4,5 млн. рублей, 16 этажей различных зданий, а также лаборатория и аптека оборудованы системами пожарной автоматики. Это позволило впервые с момента первого опубликования «черного списка» МЧС, не включать больницу в него.
Вместе с тем, в текущем году для учреждений области в рамках ведомственной целевой программы «Развитие здравоохранения Брянской области на 2011-2013 годы» выделение денежных средств на противопожарные мероприятия, согласно информации департамента здравоохранения Брянской области, не запланировано. На эти нужды требуется более 130 млн. рублей.
Как следствие, противопожарная защита объектов здравоохранения должным образом не обеспечена. Выполнение предписаний органов ГПН на данных объектах по результатам февральских проверок составляет в среднем 40%. И этот показатель не повышается длительное время.
В настоящее время в рамках программы «Модернизация здравоохранения» на многих объектах Департамента здравоохранения осуществляются ремонтные работы, в ходе которых необходимо приводить объекты в соответствие с действующими нормами.
Но здесь неожиданно для нас возник, подчеркнул начальник Управления надзорной деятельности, проблемный вопрос. Так, при проведении ремонтов руководители отдельных учреждений почему-то не принимают во внимание требования пожарной безопасности, а в Департаменте здравоохранения их не контролируют.
7 октября начато проведение внеплановой проверки Брянской областной детской больницы, в ходе которой установлено, что проводимые в здании больницы ремонтные работы ухудшают общее состояние объекта и создают нарушения, отсутствовавшие ранее.
Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре находится в неработоспособном состоянии. Строительный городок на территории больницы размещен без учета противопожарных расстояний до самого объекта. Как следствие, складируемые на его территории в больших количествах горючие материалы расположены вплотную к зданию учреждения непосредственно под окнами и препятствуют подъезду пожарной техники, а также проведению спасательных работ.
Все вместе - это неудовлетворительное противопожарное состояние, прямая угроза жизни и здоровью людей, а также возникновения пожара. Как следствие, количество пунктов предписания по итогам проверки возросло с 32 до 82. Юридическое лицо оштрафовано на 150 тысяч рублей. И это минимальный штраф. За невыполнение предыдущего предписания протокол направлен в суд. Размер наказания по этой статье колеблется от 80 до 90 тысяч рублей. При следующей проверке, в декабре, если ситуация не изменится, сумма штрафов удвоится.
Аналогичная ситуация сложилась и в Клинцовской центральной городской больнице, где при проведении ремонтных работ также пренебрегли соблюдением требований пожарной безопасности и, в частности, для всех посетителей оставили один эвакуационный выход.
А такие же работы в областном кардиологическом диспансере почему-то ведутся без нарушений установленных требований. Специалист обслуживающей организации своевременно реагирует на все неполадки автоматической пожарной сигнализации
В ходе своего доклада Р.Н. Карасёв остановился еще на одном проблемном вопросе, который высветил, в том числе и происшедший в ночь с 8 на 9 октября 2011 года пожар в доме-интернате для престарелых и инвалидов в селе Тихон Вохомского района Костромской области. Напомним для тех, кто не знает, что причиной возгорания стало неосторожное обращение с огнем при курении. В результате пожара здание дома-интерната уничтожено полностью, в огне погибли четыре человека. По факту пожара возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 219 Уголовного Кодекса Российской Федерации («Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»).
Одной из причин развития пожара послужила значительная удаленность объекта от места дислокации подразделения пожарной охраны (около 70 км). Расположенные в 20 км от места пожара подразделения добровольной пожарной охраны из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна прибыли к месту пожара только спустя 30 минут с момента получения сообщения о пожаре.
Анализ произошедшего пожара показал, что действия персонала объекта в сложившейся ситуации стали причиной тяжких последствий. Так, в здании в ночное время находилась всего одна сотрудница, на территории - сторож. Отсутствие навыков при действиях персонала в чрезвычайных ситуациях, его малочисленность, в основном, и повлияли на количество жертв пожара.
Такие проблемы характерны и для Брянской области. Несмотря на неоднократное информирование департамента здравоохранения Брянской области, численность дежурного персонала в ночное время, который при необходимости будет организовывать и осуществлять эвакуацию людей, находящихся на объекте явно недостаточна.
Так, в Детском областном туберкулезном санатории Жуковского района на 165 коек-мест приходится 5 человек медицинского персонала (1 медработник на 33 пациента). Аналогичная ситуация наблюдается в Детской городской больнице № 2 (1 на 27), санатории «Деснянские зори» (1 на 25).
При этом, правилами пожарной безопасности регламентировано наличие 1 носилок (а для транспортировки 1 носилок необходимо 2 человека) на 5 маломобильных пациентов. На подавляющем большинстве объектов, даже в дневное время, в связи с отсутствием необходимого количества персонала, спасение людей до прибытия подразделений пожарной охраны будет проблематичным.
Кроме того, практические тренировки со всеми задействованными для эвакуации работниками, которые должны проводиться не реже одного раза в полугодие, либо не проводятся, либо проводятся формально без привлечения сотрудников государственной противопожарной службы.
Напомним, что по результатам проверок лечебных учреждений только в 2011 году за нарушение, либо невыполнение требований пожарной безопасности в суды направлены материалы об административном приостановлении деятельности 342 зданий (помещений), на которых имеют место нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью людей. В настоящее время судами принято решение об административном приостановлении деятельности 101 здания (помещения).
Всего к административной ответственности привлечено 248 юридических и 46 физических лиц.
Было особо отмечено, что с 17.06.2011 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с указанными изменениями штрафные санкции за нарушение требований пожарной безопасности увеличились в разы.
Так, например, за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тысяч рублей, а на юридических - от 150 до 200 тысяч рублей. А повторное совершение такого правонарушения влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей, а на юридических - от 200 до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности.
Учитывая это, руководителям многих учреждений следует пересмотреть свои взгляды на необходимость выполнения требований пожарной безопасности.