Страдают в подобных авариях, в первую очередь, подростки. Они регулярно нарушают правила дорожного движения: выезжают на встречную полосу, разворачиваются и поворачивают там, где это запрещено, ездят без шлемов и т.д. Да и откуда им знать правила, если их этому никто не обучает.
Один из типичных случаев произошел 31 июля т.г., около 00.30, в Погарском районе. Шестнадцатилетний водитель скутера «Альфа», житель деревни Гриневочка, двигался по автодороге «Погар-Гремяч-Городище», со стороны села Перегон в сторону села Городище Погарского района, перевозил четырнадцатилетнего пассажира, жителя села Городище. Проезжая первый километр данной автодороги скутерист наехал на двигавшегося по краю проезжей части дороги в попутном направлении мужчину. Пешеход был одет в темную одежду, без светоотражающих элементов.
В результате происшествия 57-летний пешеход от полученных травм скончался на месте, водитель и пассажир скутера в тяжелом состоянии госпитализированы в Погарскую ЦРБ.
Мопеды, мокики, скутеры - транспортные средства с рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см. - в последнее время получили широкое распространение. Они не требуют регистрации в ГИБДД, на управление ими пока еще не нужно получать права. Хотя большинство из этих агрегатов только выглядят как мопеды и мокики. На них стоят мощные двигатели, и они обладают динамическими характеристиками, сходными с полноценными мотоциклами.
Ежегодно количество такой техники на территории России в среднем увеличивается на 1,5 миллиона. И, как следствие, растет число аварий. Оно уже приобрело угрожающий характер.
В сравнении с 2004 годом аварийность среди скутеров выросла более чем в 9 раз. При этом почти в половине всех этих дорожно-транспортных происшествий виноваты именно водители мопедов.
Более пятой части (21,5%) всех ДТП по вине водителей мопедов совершено несовершеннолетними в возрасте до 18 лет. Количество совершенных ими происшествий возросло более чем на треть, а число погибших - более чем в полтора раза.
В качестве одной из причин транспортных происшествий может выступать малая ответственность. Водитель мопеда по своим правам приравнен к пешеходу. На них распространяется ответственность, предусмотренная лишь статьями 12.29 и 12.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Согласно статье 12.29 Кодекса за нарушение Правил дорожного движения для лиц, управляющих мопедом, предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере 200 рублей. То же нарушение в состоянии опьянения - штраф от 300 до 500 рублей. Лишить прав невозможно. Их просто нет!
Согласно статье 12.30 Кодекса за нарушение Правил дорожного движения водителем мопеда, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, предусматривается наказание в виде штрафа в 300 рублей. Нарушение Правил дорожного движения водителем мопеда, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
То есть проехал на "красный свет" - штраф 200 рублей. Если догонят. Номеров-то нет. Катаешься пьяный - штраф 500 рублей. И опять же прав не лишить, скутер не отобрать.
Между тем, уже который год обсуждается вопрос необходимости введения прав на пользование подобным транспортом. Сейчас в Государственной Думе готовится законопроект, предусматривающий порядок приема экзаменов в ГИБДД на водительское удостоверение. В нем, в частности, предполагается возможность введения категории "М". Идея хороша тем, что даже подростку, перед тем как сесть за руль скутера, придется изучить правила и сдавать экзамен для получения удостоверения. Вряд ли это отвратит подростков от пьянства и ненужного лихачества, но, по меньшей мере, горе-водители будут твердо знать, куда и когда им можно выезжать, какие сигналы и как следует подавать.
СПРАВКА
В настоящее время в 27 странах Евросоюза (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония) управление мопедами допускается только при наличии водительского удостоверения.
Аналогичный порядок допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении существует в Австралии, Республике Беларусь, Вьетнаме, Индии, Канаде, Китае, Новой Зеландии, Таиланде, Украине и Японии.
Пресс-служба УГИБДД УМВД России по Брянской области
Передано в суд уголовное дело жителя Дубровского района, ударивший сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей. Мужчине грозит тюремное заключение на срок до 5 лет.
31 июля в администрации города Брянска состоялся отчет начальника городского УМВД полковника полиции Игоря Хачко по итогам работы полиции Брянска в первом полугодии 2012 года. Такие отчеты проводятся согласно приказам МВД в рамках реализации курса российской полиции на открытость, гласность и развитие партнерских взаимоотношений с властью и обществом.