Незаконная добыча водных биоресурсов за последние годы приобрели гигантские размеры. Осенью 2012 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев провел во Владивостоке совещание с губернаторами дальневосточных регионов, по проблеме сохранения водных биоресурсов (ВБР) на Тихом океане, на котором отмечалось, что браконьерство на Дальнем Востоке уже представляет угрозу национальной безопасности страны. По мнению независимых экспертов, причина возрастания масштабов браконьерства в коррупционном сговоре браконьеров и нечистых на руку чиновников.
Это, так сказать, взгляд сверху и взгляд со стороны. А вот как видят проблему сами рыбаки. Члены Общественного совета «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» при Главе Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края, например, в своем обращении указывают, что масштабы массового браконьерства в последние два-три года многократно возросли в связи с созданием частных рыбопромысловых участков (РПУ) по развитию спортивного и любительского рыболовства.
Примерно такая же ситуация складывается и на Сахалине. Всё побережье острова покрыто сплошной полосой рыбопромысловых участков, и количество неводов на этих участках растёт на протяжении всех последних лет. Кроме того, особую тревогу вызывает использование в лове лосося рыбопромысловых участков (РПУ) в устьях сахалинских рек. Ранее такие участки создавались только в море, и лосось мог свободно проходить по рекам на нерест. Появление загородок в реках полностью изменило ситуацию, нерестилища стали пустеть. Парадоксально, но фактически браконьерством стали заниматься и рыборазводные заводы, которые, как правило, вылавливают в разы больше лосося, чем выпускают в реки мальков.
В итоге можно говорить о том, что введение системы частных РПУ для развития спортивного и любительского рыболовства привело к свертыванию государственного контроля за деятельностью организаций и компаний, выигравших конкурсы на пользование водных биологических ресурсов. Естественно, что компании стараются выдать как можно больше лицензий, которые в свою очередь используется браконьерами как официальный (и часто для многократного использования) документ для провоза и продажи браконьерской продукции. Рыбаки приводят такие цифры: в одном из районов Камчатки объемы нелегального браконьерского изъятия лососей по видам в сравнении с промышленным ловом составлял 418% по кете, 434% по нерке, 536% по кижучу и 2947% по чавыче. Поистине, у «спортивных» рыбаков «волшебные» удочки!
Хотелось бы, чтобы государство быстрее определило правила игры, пока не вывели весь лосось, не оставили регионы без налогов, а людей без зарплат, а у честных рыбопромышленников полностью не отбили желание накормить россиян качественной и недорогой рыбой. Естественно, что от государства ждут не только запретов и ужесточений, которые конечно тоже должны быть в отношении отъявленного мошенничества и браконьерства, но в принципе - системного подхода к отрасли, где должны создаваться условия для цивилизованного и честного ведения промысла и развития бизнеса в рыбной отрасли.
Эксперты видят выход в создании мощных рыболовецких компаний, обладающих и флотом для лова, и портами, в которых не надо будет стоять неделями, чтобы сдать улов, и перерабатывающими предприятиями, чтобы не только сырую рыбу отправлять в «континентальную» Россию, но и консервы, и деликатесы. При таком подходе, если его к тому же подкрепить действенными мерами против браконьеров, и рыбакам будет выгодно поставлять лосось на внутренний рынок, и у жителей побережья появятся новые рабочие места, и потребитель будет обеспечен недорогой качественной продукцией.