В связи со вступлением в силу Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-РФ от 22.12.200 года (с изменением и дополнением), специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводятся плановые (1 раз в три года) и внеплановые проверки предприятий.
Как показывают результаты проведенных мероприятий по контролю (надзору), нарушения в сфере общественного питания чрезвычайно распространены и одним из ключевых поводов для беседы с представителями бизнеса и контролирующих органов государственной власти по - прежнему актуальна тема о проблемах частых правонарушений установленных норм санитарно-эпидемиологической безопасности на вверенных им объектах. Не было ни одной организации общественного питания, в которой не были бы выявлены те или иные нарушения законодательства В ходе проводимых надзорных мероприятий в предприятиях общественного питания выявляются такие нарушения законодательства, как:
• несоблюдение предложенного проектной документацией планировочного решения размещения организации общепита, что влечет за собой не соответствие формы юридической регистрации субъекта ( по документации - « закусочная »,на уличной вывеске - « кафе-бар »);
• согласно представленного меню в реализации имеются блюда, планировка и размещение имеющихся производственных помещений для которых не обеспечивает соблюдение требований санитарного законодательства, технологических регламентов производства, качества и безопасность готовой продукции;
• не соблюдаются условия хранения чистой столовой посуды, инвентаря;
• разделочные столы в производственных помещениях не промаркированы ( или промаркированы не в соответствии с санитарными правилами и используются не по назначению);
• в бракеражном журнале по оценке качества готовых блюд, допускаемых к реализации населению, отсутствует информация об изготовленных блюдах, времени их изготовления, результатах органолептической оценки, времени разрешения на раздачу ( реализацию) , ф.и.о. проводившего органолептическую оценку, вследствие чего не представляется возможным установить их сроки годности;
• предоставляемая программа мероприятий по производственному контролю зачастую составлена без учета вида , мощности организации и ассортимента вырабатываемых блюд, в которой также не предусмотрены лабораторные исследования по микробиологическим показателям в соответствии с требованиями к санитарно-бактериологическому контролю в предприятиях общепита;
• к работе допускаются лица без прохождения гигиенического обучения и аттестации по санитарным вопросам и информации о прохождении периодического (профилактического) медицинского осмотра;
• в организацию допускается прием продовольственного сырья и пищевых продуктов без информации о наименовании товаров и их производителях, о соответствии продукции требованиям нормативной и технической документации и документов, подтверждающих их качество и безопасность;
• в производственных помещениях для изготовления блюд выявляются насекомые, наличие которых указывает на несоблюдение санитарных требований при проведении уборки помещений предприятия;
• в оборот допускаются блюда, по микробиологическим показателям не соответствующие требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов ,что свидетельствует о не соблюдении технологических процессов при их изготовлении и может привести к вспышке пищевых отравлений среди населения ;
• для взвешивания продовольственного сырья, полуфабрикатов и готовых блюд имеется в недостаточном количестве весоизмерительного оборудования, метрологическая поверка которого не проводится;
• потребителю не предоставляется возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему слабоалкогольных напитков, реализуемых в розлив, продукции общественного питания, на которые нет четко оформленных ценников с указанием наименования блюда, цены за вес, даты оформления ценника, что приводит к обману потребителей.
При выявлении нарушений к ответственным лицам применяются административные меры воздействия, предусмотренные законодательством РФ.
Основные причины перечисленных нарушений - некомпетентность ряда представителей малого бизнеса в санитарно-эпидемиологических вопросах, недобросовестное отношение к выполняемой работе, финансовые сложности в период кризиса. Контрольно-надзорные проверки и жалобы граждан помогают выявлять нарушения прав потребителей, однако последние предпочитают оставаться в стороне, зачастую не зная своих прав. Такое положение вещей не может не настораживать, ведь каждый из нас так или иначе пользуется услугами общественного питания.
Порядок предоставления услуг общественного питания регулируется Правилами оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 с изменениями и дополнением), которые разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав. В соответствии с Правилами, Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Услуги общественного питания имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и могут представлять для него потенциальную опасность. Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно - правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.
При возникновение жалоб по оказанию неудовлетворительного качества услуг общественного питания потребитель может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Брянской области и ли в территориальные отделы по месту жительства.